ДЕРВИШ - 80 *Под редакцией Георгия Гудим-Левковича
1. 22 июня 1941 года премьер-министр Великобритании У. Черчилль в радиообращении заявил: «Мы окажем России всю возможную помощь». 24 июня аналогичное заявление на пресс-конференции сделал президент США Ф. Д. Рузвельт. 25 июня на самолетах через Архангельск в СССР прибыла британская военная и экономическая миссия. Одной из ее целей было определение объемов первоочередной помощи СССР и согласование путей ее доставки.
2. 12 июля 1941 года в Москве между СССР и Великобританией было подписано Соглашение о совместных действиях в войне против Германии, предусматривающие поставки в СССР остро необходимого сырья, продовольствия и военной техники. 30 июля через Архангельск в Москву прилетел спецпредставитель президента США Гарри Гопкинс. На встречах со И. В. Сталиным он обсудил вопрос предоставления Советскому Союзу необходимой помощи в борьбе с нацистской агрессией.
3. В течение июля были определены основные пути доставки грузов из Великобритании и США в СССР. Тихоокеанский был самым длительным по времени (грузы нужно было везти на фронт по Трансибу), Персидский – не мог обеспечить большой объем перевозок (нужно было строить новые порты и дороги в Иране). Оставался Северный маршрут – из Великобритании через Исландию Баренцево и Белое моря – в Архангельск. Именно Архангельск был выбран союзниками и советской стороной как наиболее подходящий порт для приемки первых союзных конвоев. Это подтверждает частое упоминание Архангельска в переписке Сталина с Черчиллем, в его беседах с Гопкинсом, в сообщениях послов Великобритании и США, докладах союзных военных миссий.
4. Первый английский корабль с военными грузами для СССР – минный заградитель «ADVENTURE» прибыл в Архангельск 1 августа 1941 года. Он доставил 1 тыс. глубинных бомб, 200 магнитных мин, 300 комплектов минных тралов, парашюты и специальные пиротехнические материалы: магниты, зажигательные пластины, взрыватели.
5. Первый конвой из Великобритании в СССР вышел из Ливерпуля 12 августа 1941 г. Он состоял из 5 английских и 1 голландского транспорта, 1 танкера в охранении 2 эсминцев, 4 корветов и 3 тральщиков. Он получил наименование по названию операции по его проводке – «Дервиш». Конвой прибыл в Архангельск 31 августа и доставил 14,5 тыс. тонн грузов: 10 тыс. тонн каучука, 1,5 тыс. тонн (700 тыс. пар) армейских ботинок, олово, шерсть, 3 тыс. глубинных бомб, 800 магнитных мин, 1,1 млн патронов, 24 истребителя Р-40 «Tomahawk» Mk.IIА и В, 15 истребителей «Hurricane» Mk.IIВ, 524 военнослужащих - летный и наземный персонал 151-го авиакрыла ВВС Великобритании, а также сотрудников посольства и военной миссии Польши в СССР, группу военных представителей Чехословакии.
6. Впоследствии конвоям, идущим в Советский Союз, присвоили литерное обозначение РQ. Это обозначение возникло случайно и являлось инициалами британского офицера, ведавшего в то время в оперативном управлении адмиралтейства планированием конвойных операций в Советский Союз – Питера Квилина (Peter Quelyn). Обратные конвои обозначались QP
7. Обеспечением безопасности конвоев и их организацией занималась Великобритания. Британское адмиралтейство формировало конвои из 6–10 судов, посылая их с промежутком от одной до трёх недель. С марта 1942 г. число транспортов в конвоях увеличилось до 16–25, а PQ-16, PQ-17 и PQ-18 имели соответственно 34, 36 и 40 единиц.
8. Англичане применяли круговое охранение транспортов. В его состав включались эскадренные и эскортные миноносцы, корветы, фрегаты, шлюпы, тральщики и охотники за подводными лодками. Каждому кораблю определялось место в общем походном ордере конвоя. При обнаружении подводных лодок отдельные корабли охранения покидали строй и начинали преследование, нередко отрываясь далеко от конвоя.
9. В начале 1942 года немецкое командование осознало весь масштаб северных конвоев союзников, хотя по началу не придавало им значения. По приказу Гитлера на север была переброшена мощная группировка военных кораблей во главе с самым большим немецким линкором "Тирпицем". На море активировались действия фашистских подводных лодок. В январе 1942 года первой атаке противника подвергся союзнический конвой РQ-7, потерявший в этом бою один транспорт. Два месяца спустя немцы вывели на перехват конвоя QP-8 целую эскадру, ограничившеюся, впрочем, лишь потоплением одного очередного транспорта, заблудившегося в море и отставшего от кораблей эскорта.
10. С апреля начались регулярные бомбардировки Мурманска. Британский конвой, пришедший в наш порт 30 марта, по дороге потерял уже целых пять транспортов. В апреле были потоплены еще девять судов.
11. Большая трагедия произошла в июле 1942 года, когда был уничтожен караван PQ-17. Из 35 судов конвоя до Мурманска и Архангельска дошли только 11. Было потоплено 22 судна и 2 судна вернулись в Исландию. Советские корабли спасли около 300 моряков. Вместе с судами утонули 3350 автомашин, 430 танков, 210 самолетов.
12. В наши северные порты в составе 41 конвоя проследовало 786 судов. Обратно из СССР прошло 707 судов в 35 конвоях. Отправлено на судах конвоев грузов – 3 700 000 тонн, доставлено –3 365 000 тонн.
13. Всего за годы войны через Северный морской путь прошло около 22% грузов по ленд‑лизу.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: